Аппараты воздушного охлаждения из нового сплава

На Бугульминском механическом заводе ("Татнефть") разработали и приступили к выпуску новых аппаратов воздушного охлаждения из специально разработанного сплава Инколой 825. На реализацию проекта, в частности для изготовления первой партии нового сплава, уже направлено 150 млн. рублей. Но руководство завода считает, что эти затраты экономически оправданы, так как он обладает уникальными антикоррозионными свойствами. Изделия из инколоя будут служить 40 и более лет, что превышает срок службы аналогов в 2 раза. Первая воздухоохладительная машина будет установлена на гидроочистке тяжелого газойля коксования на "Танеко".

"Уникальное сочетание металлов в новом сплаве придает ему такие же уникальные свойства и его можно назвать суперсплавом, - улыбается главный инженер Шамиль Талыпов. - Основное, важное для нас, качество - это очень хорошая сопротивляемость коррозии при воздействии вредной среды и особенно местной коррозии, наиболее трудно устранимой. При работе с агрессивными средами - очень ценное качество."

Коррозия локально повреждает металлические изделия и приводит к потере ими прочности и герметичности. Это ведет возможности утечки и вероятному попаданию охлаждаемого высокоагрессивного агента во внешнюю среду. Использование нового сплава призвано исключить подобные техногенные аварии и катастрофы.

Проект был осуществлен под руководством научно-исследовательского института АО "ВНИИНЕФТЕМАШ", лидера в проектировании по нефтяному машиностроению. Параметры аппаратов воздушного охлаждения рассчитывались конструкторами исходя из гидравлических, тепловых напряжений, параметров теплопередачи, других технологических параметров.

Для работы с новым сплавом работники Бугульминского завода прошли дополнительное обучение и аттестацию. При прохождении аттестации на образцах отрабатывались этапы сборки. Образцы сварки нового сплава сдавались на экспертизу, где при помощи оборудования неразрушающего контроля проверялось качество изготовления швов. Аппараты имеют рабочий режим давления 10,5 МПа, при температуре 115 С, что создает очень серьезные нагрузки на все элементы теплообменника.

"При сборке будут непосредственно участвовать представители "ВНИИНЕФТЕМАШа", а заказчик будет принимать готовую работу, проводя гидроиспытания, радиографический контроль, ультразвуковую дефектоскопию и капиллярный контроль. Планируются дополнительные испытания гелием," - добавил Шамиль Талыпов.

Работа с ведущими конструкторами страны в области машиностроения позволяет Бугульминскому механическому заводу оставаться конкурентноспособным предприятием в нефте-газовой отрасли даже в кризис. А благодаря выходному и входному контролю оборудование завода заслуженно считается надежным.