Определимся сразу, что если вы выбираете твердомер для использования при ремонте автомобилей, то есть когда бюджет не велик, измерения требуется проводить без снятия детали и деталь, зачастую, фигурной формы, то сразу можно отбросить стационарные модели твердомеров, которые очень точные, но стоят больших денег, измеряемый объект должен соответствовать определенным требованиям и помещаться непосредственно в прибор.
Рассмотрим портативные модели приборов. Их существует 3 разновидности: динамические, ультразвуковые и совмещенные. Как правило, современные твердомеры имеют в своем арсенале все основные шкалы твердости и алгоритм пересчета значений из одной шкалы в другую. Портативные твердомеры могут иметь и дополнительные функции: отправка результатов замеров на принтер, передача их на компьютер для последующей обработки, редактирование протокола замеров непосредственно прибором и много чего еще. Здесь требуется определиться насколько эти функции будут полезны вам, поскольку при добавлении дополнительного функционала производитель не стесняется серьезно увеличивать цену.
Итак рассмотрим портативные твердомеры по методам измерений.
Динамические измеряют твердость по методу Либа, когда твердость вычисляется по потере энергии шариком при ударе об объект, измеряется скорость при ударе и при отскоке. Отношение этих скоростей, умноженное на коэффициент 1000 называют числом Либа. Существенный недостаток этого метода - нельзя измерять детали, масса которых меньше 5 кг, а толщина стенки меньше 10 мм. Эта проблема может быть решена притиранием детали к массивной плите или зажатием ее в штативе, но в условиях автосервиса это далеко не всегда возможно. Кроме того, при динамическом методе измерения твердости остется хоть и малозаметный, но существенный отпечаток от удара, и метод накладывает ограничения на шероховатость изделия, она должна быть не более 2,5 Ra, иначе погрешность будет очень высокой.
Ультразвуковой метод проводит измерение по ультразвуковому контактному импендансу и в значительной мере лишен недостатков динамического метода. Датчик прижимается к изделию, а индентор (алмазная пирамидка) вжимается в поверхность на микроскопическую глубину до 50 мкм и по проводимости ультразвука оценивается твердость. Метод страдает большей погрешностью по сравнению с динамическим, к тому же плохо измеряет твердость деталей из крупнозернистых металлов (чугун, некоторые нержавеющие стали). Ультразвуковое измерение практически не оставляет следов на образце, так как внедрение индентора ничтожно и следов незаметно даже на зеркальной поверхности, считается неразрушающим методом.
Для компенсации недостатков обоих методов используются универсальные твердомеры, их еще называют комбинированными. По сути это один электронный блок, к которому можно подключить либо динамический датчик, либо ультразвуковой датчик. Такие твердомеры позволяют легко проводить замеры как по методу Либа, так и по методу импенданса поочередно. Электронный блок обрабатывает полученные данные и пересчитывает их в выбранную шкалу.
Теперь небольшой вывод.
Для нужд автосервиса наиболее подходящим является универсальный твердомер, совмещающий в себе 2 метода измерения по цене меньше, чем стоимость двух отдельных твердомеров. Однако, если бюджет очень ограничен, стоит присмотрется к моделям работающим по ультразвуковому методу.